Главная      Живопись тхангка       Галерея      Ссылки


  Живопись тхангка

 

В пространстве нерождённого, необусловленного ума
Формы возникают через живую игру творчества:
Хотя они появляются и исчезают с течением времени,
Воссоединение в артистическом танце чудесным образом не прерывается.

Гега Лама.

 

Тибетское слово тхангка (thang ka/ga) может иметь такие значения:

-тибетская живопись на свитке, висячий свиток, изображение божества

-поле, равнина, поле в низине, портрет, рисунок

-санкр. Пата, рисунок на ткани


Итак, обычно словом "тхангка" называют тибетские религиозные изображения созданные на тонком холсте, который легко свернуть. На тхангках принято изображать буддийских учителей, божеств и защитников, а также символы, приносящие счастье. Тханки могут иллюстрировать астрологические или медицинские тексты. Кроме того, тхангки могут быть посвящены светским темам и отображать быт простого народа. Размеры тхангки бывают разными: от миниатюрных изображений для посвящения – цакли – до гигантских изображений для особых праздников и церемоний. Сейчас в тхангка-живописи принято выделят три основных стиля: Менри, самый первый стиль, Карма Гадри и Менсар, самый поздний стиль.

Одним из первых мастеров тибетской тхангка-живописи, кто познакомил западный мир с этим удивительным искусством стал Гега Лама, держатель стиля Карма Гадри.

Гега Лама родился в 1931 году в Восточном Тибете. Обучаясь у знатоков тибетского искусства в 22 года он стал настоящим художником. В 1959 голу Гега Лама бежал в Индию, он был вынужден оставит все материалы по живописи. По причине большого интереса на Западе к буддийскому искусству в 1979 Гега Лама начал книгу по основам тибетского искусства и пропорциям священных изображений. В 1981 году книга "Основы тибетского искусства" уже была переведена на английский Ричардом Барроном.

Сегодня в России обучиться стилю Карма Гадри можно на ретритах по тханка-живописи, которая проводит ученица Гега Ламы Марианн Ван дер Хорст из Голландии.



Статьи и тексты, связанные с живописью тханка и тибетской культурой в целом

 

"Курукулла - Дакини Магии и Колдовства" (Д. Рейнольдс. Перевод: Чуков Иван, редакция: Екатерина Курицына)


В Тибестком буддизме дакини играют очень важную роль. Они олицетворяют женский аспект просветления - мудрость, охраняют Учение и помогают практикующим на пути. Курукулла - одна из дакини семейства лотоса (падма), в своей статье "Kurukulla – The Dakini of Magic and Enchantments" Д. Рейнольдс (Ваджранатха) рассказывает о происхождении этой дакини, способностях, обретаемые через её практику и даёт её подробное описание.

"Быть точным, чтобы точно знать, что можно изменять"  - интервью с Марианной Ван Дер Хорст из "Мира Кагью" 1994 г.

"Цакли" краткий рассказ о тибетском жанре миниатюрной живописи.

"Символизм Черной Короны" - Чёрная Корона - важный атрибут Кармапы, держателя линии Карма Кагью.

 

"Тибетские стили живописи. Ранние стили" - кратко о возникновении в Тибете стилей живописи тханка.

 

Конспект лекций Терентьева А.А. 1997 г. - Первая часть конспекта 1997 года, распространяемый на ретритах по тханка-живописи. Возникновение и распространение буддийского искусства, обзор литературы, тханки, их назначение и что на них изображают.
 

"Обзор книги Гега Ламы" - краткий обзор учебника Гега Ламы по пропорциям буддийских божеств, в приложениях - список всех иллюстраций книги.

 

"Тибетские амулеты" - в статье дан обзор тибетских амулетов, подробно описываются амулеты, которые печатают или рисуют на бумаге.
 

Hosted by uCoz