Живопись тхангка
В пространстве нерождённого, необусловленного ума
Формы возникают через живую игру творчества:
Хотя они появляются и исчезают с течением времени,
Воссоединение в артистическом танце чудесным образом не
прерывается.
Гега Лама.
Тибетское слово тхангка (thang ka/ga)
может иметь такие значения:
-тибетская живопись на свитке, висячий свиток, изображение
божества
-поле, равнина, поле в низине, портрет, рисунок
-санкр. Пата, рисунок на ткани
Итак, обычно словом "тхангка" называют тибетские религиозные
изображения созданные на тонком холсте, который легко
свернуть. На тхангках принято изображать буддийских
учителей, божеств и защитников, а также символы, приносящие
счастье. Тханки могут иллюстрировать астрологические или
медицинские тексты. Кроме того, тхангки могут быть посвящены
светским темам и отображать быт простого народа. Размеры
тхангки бывают разными: от миниатюрных изображений для
посвящения – цакли – до гигантских изображений для особых
праздников и церемоний. Сейчас в тхангка-живописи принято
выделят три основных стиля: Менри, самый первый стиль, Карма
Гадри и Менсар, самый поздний стиль.
Одним из первых мастеров тибетской тхангка-живописи, кто
познакомил западный мир с этим удивительным искусством стал
Гега Лама, держатель стиля Карма Гадри.
Гега Лама родился в 1931 году в Восточном Тибете. Обучаясь у
знатоков тибетского искусства в 22 года он стал настоящим
художником. В 1959 голу Гега Лама бежал в Индию, он был
вынужден оставит все материалы по живописи. По причине
большого интереса на Западе к буддийскому искусству в 1979
Гега Лама начал книгу по основам тибетского искусства и
пропорциям священных изображений. В 1981 году книга
"Основы тибетского искусства" уже была переведена на
английский Ричардом Барроном.
Сегодня в России обучиться стилю Карма Гадри можно на
ретритах по тханка-живописи, которая проводит ученица Гега
Ламы Марианн Ван дер Хорст из Голландии.
Статьи и тексты, связанные с живописью тханка и тибетской
культурой в целом
"Курукулла - Дакини Магии и Колдовства" (Д. Рейнольдс.
Перевод: Чуков Иван, редакция: Екатерина Курицына)
В Тибестком буддизме дакини
играют очень важную роль. Они олицетворяют женский аспект
просветления - мудрость, охраняют Учение и помогают
практикующим на пути. Курукулла - одна из дакини семейства
лотоса (падма), в своей статье "Kurukulla – The Dakini of
Magic and Enchantments" Д. Рейнольдс (Ваджранатха)
рассказывает о происхождении этой дакини, способностях,
обретаемые через её практику и даёт её подробное описание.
"Быть точным, чтобы точно знать, что можно изменять"
- интервью с Марианной Ван Дер Хорст из "Мира Кагью" 1994
г.
"Цакли"
-
краткий рассказ о тибетском жанре миниатюрной живописи.
"Символизм Черной Короны"
- Чёрная Корона - важный атрибут Кармапы, держателя линии
Карма Кагью.
"Тибетские
стили живописи. Ранние стили"
- кратко о возникновении в
Тибете стилей живописи тханка.
Конспект
лекций Терентьева А.А. 1997 г.
- Первая часть конспекта 1997 года, распространяемый на
ретритах по тханка-живописи. Возникновение и распространение
буддийского искусства, обзор литературы, тханки, их
назначение и что на них изображают.
"Обзор
книги Гега Ламы" - краткий обзор учебника Гега Ламы по
пропорциям буддийских божеств, в приложениях - список всех
иллюстраций книги.
"Тибетские амулеты" -
в статье дан обзор тибетских амулетов,
подробно описываются
амулеты, которые печатают или рисуют на бумаге.
|