Обзор книги Гега Ламы «Основы тибетского искусства. Иллюстрации и объяснения буддийской иконографии и иконометрии согласно школе Карма Гадри».
Название книги на тибетском – "Леудун Ринчен Бумзанг (le'u bdun rin chen bum bzang), "Семиглавный (трактат) Превосходный Сосуд Драгоценностей, объяснение пропорций Трех Опор1 (rten gsum gyi thig ris dang de'i 'grel bshad)". В этой книги художник Гега Лама дает наставления по изображению буддийских божеств согласно традиции Крама Гадри и сопровождает объяснения большим количеством рисунков.
Свою книгу Гега Лама начал в 1979 году в ответ на просьбы его учеников о подробных наставлениях по живописи тханка. В 1981 году книга была переведена на английский язык Карма Чоки Нимой (Ричардом Барроном) из Канады. В Европе книга издавалась в Антверпене, Бельгии в 1982 году издательством «Kunchab Publications». Предполагалось, что у книги будет продолжение – наставления по символике и цвету. К сожалению, Гега Лама умер, не успев полностью завершить свои планы. После смерти Гега Ламы его сын и его некоторые ученики, в том числе Мариан Лем, ещё раз отредактировали книгу, исправив все найденные ими неточности, но новая версия книги пока так и не вышла в свет.
Книга начинается со вступления от Дилго Кхенце Ринпоче, который подтверждает авторитетность Гега Ламы в живописи в стиле Гадри и называет его книгу аутентичной. В предисловии Гега Лама перечисляет источники своей работы, прежде всего, текст «Музыка для услаждения Ясного Рассудка», который систематизирует основные идеи таких учителей прошлого как: 8-ого Кармапы, Бутона Ринчен Друп, Менла Дендруба (основателя одного из стилей живописи), регента Санге Гьяцо и Тренгкавы Лодрё Зангпо. Также автор упоминает тексты «Прекрасное Украшение Искусств» Лобзанга Дамчё Гьяцо и «Сияющие Солнце» Мипама Чоклей Намгьяла. Кроме того, источниками книги являются устные наставления учителей, которые Гега Лама получал в период своего обучения живописи, и его собственный опыт. Во введении автор кратко рассказывает об учителях, у которых он учился живописи, а также об обстоятельствах написания и издания данной книги.
Затем идет непосредственное объяснение пропорций и сеток для правильного изображения различных форм Будд. В книге немного законченных рисунков с сетками и прорисовками: для некоторых форм есть только сетки и прорисовки, в других случаях дано уже готовое изображение. Тем не менее, Гега Лама разъяснил все нужные пропорции для всех классов божеств. В следующих частях книги Гега Лама дает пропорции для тибетских букв, ступ, приводит примеры жестов, одеяний, украшений, атрибутов, элементов композиции.
В разделе о спорных моментах живописи Гега Лама обсуждает особенности измерений пропорций Будды, расположение дополнительных глаз Белой Тары, какой стороной рисовать змей, когда змеи изображаются вместо волос и многое другое.
В колофоне автор ещё раз подчеркивает важность следования аутентичным стилям, так как стили живописи создавались строго согласно сутрам и тантрам. Здесь же Гега Лама называет свое имя – "Гега Гьяцо из клана Трамолинг" и делает пожелание, чтобы "этот Превосходный Сосуд Драгоценных Учений Победоносного наполнялся до краев сокровищами духовного искусства во всех странах мира".
1 Три опоры - священное изображение (тхангка), текст Учения и ступа. Гега Лама также дает наставления по тибетской каллиграфии и пропорциям различных ступ.
Подготовил – Чуков Иван.
Приложение 1 - содержание книги. Приложение 2 – список изображений.
Приложение 1. Содержание книги представлено в следующей таблице:
Приложение 2. Подробный список изображений книги Гега Ламы.
|