Назад


 

Обзор книги Гега Ламы «Основы тибетского искусства. Иллюстрации и объяснения буддийской иконографии и иконометрии согласно школе Карма Гадри».

 

Название книги на тибетском – "Леудун Ринчен Бумзанг (le'u bdun rin chen bum bzang), "Семиглавный (трактат) Превосходный Сосуд Драгоценностей, объяснение пропорций Трех Опор1 (rten gsum gyi thig ris dang de'i 'grel bshad)".  В этой книги художник Гега Лама дает наставления по изображению буддийских божеств согласно традиции Крама Гадри и сопровождает объяснения большим количеством рисунков.

 

Свою книгу  Гега Лама начал в 1979 году в ответ на просьбы его учеников о подробных наставлениях по живописи тханка. В 1981 году книга была переведена на английский язык Карма Чоки Нимой (Ричардом Барроном) из Канады. В Европе книга издавалась в Антверпене,  Бельгии в 1982 году издательством «Kunchab Publications». Предполагалось, что у книги будет продолжение – наставления  по символике и цвету. К сожалению, Гега Лама умер, не успев полностью завершить свои планы. После смерти Гега Ламы его сын и его некоторые ученики, в том числе Мариан Лем, ещё раз отредактировали книгу, исправив все найденные ими неточности, но новая версия книги пока так и не вышла в свет.

 

Книга начинается со вступления от Дилго Кхенце Ринпоче, который подтверждает авторитетность Гега Ламы в живописи в стиле Гадри и называет его книгу аутентичной. В предисловии Гега Лама перечисляет источники своей работы, прежде всего, текст «Музыка для услаждения Ясного Рассудка», который систематизирует основные идеи таких учителей прошлого как: 8-ого Кармапы, Бутона Ринчен Друп, Менла Дендруба (основателя одного из стилей живописи), регента Санге Гьяцо и Тренгкавы Лодрё Зангпо. Также автор упоминает тексты «Прекрасное Украшение Искусств» Лобзанга Дамчё Гьяцо и «Сияющие Солнце» Мипама Чоклей Намгьяла. Кроме того, источниками книги являются устные наставления учителей, которые Гега Лама получал в период своего обучения живописи, и его собственный опыт. Во введении автор кратко рассказывает об учителях, у которых он учился живописи, а также об обстоятельствах написания и издания данной книги.

 

Затем идет непосредственное объяснение пропорций и сеток для правильного изображения различных форм Будд. В книге немного законченных рисунков с сетками и прорисовками: для некоторых форм есть только сетки и прорисовки, в других случаях дано уже готовое изображение. Тем не менее, Гега Лама разъяснил все нужные пропорции для всех классов божеств. В следующих частях книги Гега Лама дает пропорции для тибетских букв, ступ, приводит примеры жестов, одеяний, украшений, атрибутов,  элементов композиции.

 

В разделе о спорных моментах живописи Гега Лама обсуждает особенности измерений пропорций Будды, расположение дополнительных глаз Белой Тары, какой стороной рисовать змей, когда змеи изображаются вместо волос и многое другое.

 

В колофоне автор ещё раз подчеркивает важность следования аутентичным стилям,  так как стили живописи создавались строго согласно сутрам и тантрам. Здесь же Гега Лама называет свое имя – "Гега Гьяцо из клана Трамолинг" и делает пожелание, чтобы "этот Превосходный Сосуд Драгоценных Учений Победоносного наполнялся до краев сокровищами духовного искусства во всех странах мира".

 


1 Три опоры - священное изображение (тхангка), текст Учения и ступа. Гега Лама также дает наставления по тибетской каллиграфии и пропорциям различных ступ.

 

 

Подготовил – Чуков Иван.

 

Приложение 1 -  содержание книги.

Приложение 2 – список изображений.

  

Приложение 1.  Содержание книги представлено в следующей таблице:

 

Глава

Содержание

 

Вступление от Дилго Кхенце Ринпоче.

Предисловие

Введение

Посвящение

Первая

Происхождение буддийского изобразительного искусства

Вторая

Качества художника и покровителя

Третья

Характеристики определяющие качества изображений

Четвёртая

Опоры Тела – Изображения.

 

Отдел I: Формы Нирманакайи

Отдел II: Формы Самбхогокайи

Отдел III: «Гневные Аскетические» формы.

Отдел IV: Формы Бодхисаттв.

Отдел V: Формы женских божеств

Отдел VI: Формы гневных Яма

Отдел VII: Формы гневных Якша

Отдел VIII: Формы гневных демонов

Отдел IX: Формы Шраваков и Пратьякабудд

Отдел X: Формы Дикпал

Отдел XI. Формы людей.

Трон и задний план.

Пятая

Опоры Речи – буквы.

Шестая

Опоры Ума – ступы.

Седьмая

Элементы Композиции.

Одеяния

Головные уборы

Украшения

Жесты

Символические атрибуты

Приложение

Некоторые спорные моменты живописи

 

Различные рисунки

 

Колофон

 

 

Приложение 2. Подробный список  изображений книги Гега Ламы.

 

Изображения

 

Стр.

Китайская принцесса Конджо

15

Мэнтхангпа, создатель стиля менри

16

Намка Таши, создатель стиля гадри

17

I. Формы Нирманакайи.

Пример сетки и прорисовки Будды.

А

65

Сетка и прорисовка головы Будды

В

69

Три стиля изображения головы Будды: Индийский, Китайский, Тибетский.

С

72

Размеры для Будды

D

75

Будда Шакьямуни в простых одеяниях.

 

76

Будда Шакьямуни в сложных одеяниях.

 

77

Будда Шакьямуни на троне.

 

78

Пропорции ладони и ступни

Е

82

Общая сетка для Будд

Е2

83

Сетка и прорисовка Самантабхады яб-юм

 

84

Альтернативная сетка для Будды

 

85

Сетка Гуру Ринпоче Дева Ченпо

 

88

Гуру Ринпоче Нангсид Зилнон

 

89

Сетка и рисунок Тилопы

 

91-94

Марпа

 

95

Сетка и рисунок Миларепы

 

98-101

'dul mdzad seng chen rje

 

102

Сетка и прорисовка  Гапмпопы

H

103

Сетка и рисунок Сачен Кхунга Нингпо

J

104-105

Сакья Панчен

 

106

Тертон Ригдзин Годем

 

107

Лонгченпа

 

108

Третий Кармапа Рангджунг Дордже

 

109

Сетка и рисунок. Цонкапы

 

110-111

Пятый Далай-Лама

 

112

II. Формы Самбхогокайи.

Пропорции для форм Сабхогокайи

L

115

sangs  rgyas stong gtso rnam par rgyal

 

116

Сетка и прорисовка для форм с наклоном

M

119

Пример сетки и прорисовки для Будд пяти семейств.

 

120

Сетка  и прорисовка Гухьясамаджи

N

123-124

III. "Гневные аскетические" формы.

Сетка и пропорции для Чакрасамвары

О

130-133

Сетка и прорисовка лиц Чакрсамвары

Р

137

gsang bdag gsang mchog rgyal po'i zhabs (Магью)

 

138

IV. Пропорции формы Бодхисаттв.

Сетка и прорисовка Манджушри

Q

141-142

Сетка и прорисовка 1000 рукого Ченрезига

R

146-147

Сетка для голов 1000 рукого Ченрезига

S

150

Вариация пропорций для голов 1000 рукого Ченрезига

T

153

V. Пропорции для женских форм (gyal yum) из девяти единиц.

Сетка и прорисовка Зелёной Тары

U

157-168

Вариация сетки и Зеленой Тары и рисунок

V

162-165

Сетка Тары традиции Ясел (gYa sel)

W

168

Шераб Джамма

 

169

Сетка и прорисовка для Сордрангмы

X

172-173

Сетка и рисунок дакини Сукхасиддхи

Z

176-179

Сетка и рисунок Сарасвати

Z

182-185

Сетка и рисунок Ваджраварахи

а

189-191

Сетка и рисунок Сингхамукхи

b

195-198

Сетка и прорисовка Ваджрайогини

с

201-202

Красная форма Кечари согласно Нигуме. Сетка и рисунок.

d

205-208

Белая форма Кечари согласно системе Шангпа. Сетка и рисунок.

е

211-214

VI. Пропорции Гневных форм на основе формы Ямы.

Пример сетки и прорисовки для форм Ямы

f

220-221

Сетка мужского гневного лица

g

224

Сетка и прорисовка Ваджрабхайравы

h

228-229

VII. Пропорции Гневных Якша

Сангва Дагпо Дордже (Ваджрапани). Сетка и рисунок.

i

232-235

Сетка и рисунок Ванг Драгпур Херуки.

j

238-241

Сетка и прорисовка Ачалы

k

244-245

Сетка и прорисовка Ваджракилаи

 

246

thugs kyi khro bo gtso mchog zhabs

 

247

Сетка Гаруды

 

248

Сетка и прорисовка Рахулы

l

251-252

Ситипати

 

253

Сетка и прорисовка Шридеви

m

256-267

Сипа Гьялмо

 

258

VIII. Пропорции Гневных Ракшасов.

Пример сетки и прорисовки для Ракшасов

n

261-262

Гневная женская форма

o

265-266

Сетка и прорисовка для "карликовых" форм.

p

269-270

Сетка и прорисовка Ганапати

q

273-274

Сетка и рисунок Гонпо Гура

r

277-280

Вариация сетки Гонпо Гура из монастыря Деге Гончен.

s

283

Сетка для свирепых форм, таких как Махакала.

t

286-289

Пропорции лица Гонпо Берчена.

u

291

IX. Пропорции Шраваков и Пратякабудд.

Сетка и рисунок Шраваки

v

294-296

Рисунок стоящего Шраваки

 

297

X. Пропорции Дикпал и  Охранителей направлений.

Сетка и рисунок Ракшасы.

w

300-303

Сетка и рисунок Дордже Юдрилмы

x

306-309

XI. Пропорции человека.

Сетка и рисунок человека

y

312-313

thabs kyi 'gro 'dul khro thur rgyal

 

314

Другие изображения.

Семь Аттрибутов Чакравартина

 

318

Трон Будды

z

321-322

Пропорции тибетских букв

ka

329

Пропорции мантры Калачакры

ga

335

Магические диаграммы

 

336-337

Пропорции различных ступ

 

345-355

Пример структуры одеяния, сшитого из лоскутков

 

360-361

Одежда Бодхисаттв

 

362

Одеяние гневных божеств и одеяние учителей

 

366-367

Доспехи

 

370

Головные уборы

za

374,376, 381-383

Украшения мирных и гневных божеств

 

391-395

Жесты

ki

398

Пропорции ваджра и колокольчика

 

409

Всевозможные атрибуты

 

410-418

Примеры изображения природы

 

437-441

Дракон   'brug 'or

 

442

6 символов долгой жизни

 

443

Различные группы подношений

 

444-448

Благопожелание

 

445


Назад

Hosted by uCoz