Назад


Тибетские стили живописи.

 

Ранние стили.

 

Тибетское религиозное искусство начало формироваться в VII веке н.э. когда тибетский король Сонгцен Гампо основал одну из самых больших империй в истории человечества, чьи границы простирались от Афганистана до Китая. В то время две его жены - китайская и непальская принцессы - привезли с собой в Тибет буддийские произведения искусства.

Китайская принцесса. Рисунок Гега Ламы.Большой вклад в развитие тибетского искусства внесла китайская принцесса Вен Джу, известная также как Конгджо и Цайи Падмо, считавшиеся эманацией Арья Тары. Она привезла в Тибет священные изображения, а также знаменитую статую Будды Шакьямуни, сделанную при его жизни и которая называется сейчас Джово Ринпоче и находится в монастыре Докханг в Лхасе. В свою очередь непальская принцесса Бхрикути привезла с собой священную статую Аволокитешвары. Обе эти святыни были сделаны из сандалового дерева.


Что касается живописи, традиционно в Тибете принято различать два стиля: Менри и Гадри. Однако, стиль Менри можно разделить на старый и новый Менри, так же как Гадри можно разделить на старый и новый стиль Гадри Ситу Панчена. Тем не менее, стилей живописи существовало намного больше, а их взаимное влияние было довольно сложным. Для освящения вопроса о создании стилей стоит начать с самых ранних этапов развития религиозной живописи в Тибете.

 

Живопись Шарри
Известно, что тибетская тханка-живопись развивалась на основе индийского стиля Пала. Так на её раннем этапе развития в Тибете можно выделить восточный индийский стиль Шарри (shar bris) и неварскую живопись Палри (bal ris), примеры справа и слева соответственно. Позже к XIV веку Палри стал включать в себя также и древние тибетские стили, которые не подчинялись влиянию китайской живописи вплоть до XVI века.
 

Живопись Палри XIV векТогда как на юге Тибета на основе непальского стиля развивался Палри, в XI веке в Западном Тибете в провинции Кхам на тибетскую живопись сильно повлиял кашмирский стиль, когда монах и учёный Ринчен Зангпо привёз туда художников из Кашмира.                                                                       

                                                                                                                                                                                 
Гега Лама упомянет интересный факт, что в 1345 году тертон Оргьен Лингпа в открыл в Йарлунге несколько текстов по графическому искусству, однако эта традиция развилась не значительно и растворилась в других стилях.

 

 

Примерно в 1450 году тибетский живописец Ментхангпа (sMan-thang-pa) внёс изменения в развитие тибетской живописи, отойдя от использования индийского орнамента. В своих работах он стали изображать всё, кроме самих божеств и учителей в китайском стиле. Толчком для таких изменений в стиле послужили китайские произведения работы, поднесённые императором династии Минг тибетским ламам, которых он пригласил к себе во дворец. Так эти работы стали источником вдохновения для Ментхангпы (Менла Дёндруба), а также и для Кхенце Ченмо - основателей стилей соответственно Менри и Кхенри.
 

Палри XVI век.Китайское влияние на живопись в Тибете, когда на заднем фоне стали изображать пейзажи в китайском стиле, осуществлялось в большей степени через стиль Менри и в меньшей через стиль Кхенри. Потребовалось довольно много времени, чтобы полностью вытеснить старые стили в центральном Тибете. Затем в середине XVI ого века другие китайские техники живописи проникли в тибетское искусство через стиль Гадри. Но даже к XVII веку некоторые ценители старого стиля, такие как пятый Далай Лама, заказывали тхангки, имитирующие старый стиль. Вообще в XVI веке не все живописцы школы Сакьяпа принимали нововведения, как и некоторые художники школы Кагюпа, о чем свидетельствуют тхангки учителей Кагью и Сакья выполненные в XVI веке в стиле Палри (см. пример слева).

 

Рисунки:

 

Китайская принцесса из книги Гега Ламы "Основы тибетского искусства".

 

Примеры живописи Шарри и Палри с сайта "Himalayan art" последовательно:

 

Тханка неизвестных Учителей.

Вирупа.

Гампопа и его ученик Кармапа.

Источники:
 

"Основы тибетского искусства" Гега Лама

"Tibetan Buddhist Thangkas and their Religious Significance" by Tulku Thondrub

"Painting Styles in the Rubin Collection: Identifications and Clarifications" by David Jackson

"The Development and Symbolism of Tibetan Buddhist Art and Iconography" by Peter Della Santina

"Origins of Tibetan Art" by Moke Mokotoff

 


При цитировании текста статей данного сайта обязательна ссылка на автора, название и источник публикации.

Назад

Hosted by uCoz